Путевской Виктор (vipernn) wrote,
Путевской Виктор
vipernn

Железнодорожно-питательное.

Что-то как-то навеяло и направило меня на тему железнодорожного питания.

Когда в 1988 году начал активно кататься поездами от Казани до Шумерли и обратно, то все железнодорожное питание заключалось в чае. А чего еще можно успеть потребить в поезде Казань - Горький (№641), который отправлялся из Казани в 19.20, а в Шумерлю прибывал в 0.15? Разве что какая-нить булочка могла добавиться к двум-трем стаканам чая в правильном подстаканнике. Да и та, чаще всего, от попутчиков, скорее даже от попутчиц, ибо студент озаботившийся булочкой в дорогу как-то даже уже и не студент вовсе. На обратном пути тем более, ни о чем, кроме чая речи не шло - обратная версия поезда Горький - Казань (№642) отправлялась из Шумерли в 4.07, а в Казань прибывала в 9.05. Только утренний чай!

Другие способы добраться из Казани до Шумерли и обратно особого разнообразия не вносили, за исключением поезда №31 Новокузнецк - Москва. Отправление из Казани было в 14.38, в Шумерлю поезд прибывал в 18.28. Конечно, чтобы на нем уехать надо было утечь с 4-й пары (ну или ехать в тот день, когда её нет), но зато 3.50 вместо 4.55 и вечерняя прогулка по Шумерли вместо ночной того стоили. Чуть больший ценник погоды не делал.

Так вот, в этом поезде можно было вполне прилично пообедать, причем непосредственно на своем месте. Через некоторое время после отправления из Казани по вагонам шел официант из вагона-ресторана с неким сооружением, напоминающим этажерку, в котором размещались судки с горячим питанием - первое + второе + кусок хлеба (который вынимался из кармана фартука). Салата, ЕМНИП, не было. Стоило это конечно подороже, чем традиционное питание в столовой (а по тем временам на рубль можно было позавтракать, пообедать и поужинать), но в пределах разумного. По крайней мере мне не казалось, что это дорого. Таким образом пообедать удавалось, конечно, не всегда - разнести питание вполне могли и до Казани, особенно, если поезд опаздывал. Такая услуга была во всех поездах дальнего следования с вагоном-рестораном. Удобно, хорошо и не надо никуда ходить. На отрезке в 4 часа это было, конечно не так актуально, но для тех, кто ехал дольше и дальше такой сервис был весьма удобен. Да и я тоже бывало катался из Казани и до Москвы и даже до Питера (при тогдашнем соотношении стипендии и цены ж/д билета это было не особенно накладно).

Крайний раз таким сервисом удалось воспользоваться осенью 1991 года при возвращении из столицы. Не знаю в какое время эта услуга перестала существовать, но когда я вновь стал ездить по маршрутам отличным от Казань - Шумерля (а позже Нижний Новгород - Шумерля), её уже не было. Скорее всего все закончилось на рубеже 1991 - 92 годов, когда инфляция и снижение платежеспособности сделали свое черное дело.

Следующий контакт с железнодорожным питанием произошел в 2005 году. Угораздило меня тогда на командировку в Новосибирск. И перед покупкой билетов мне порекомендовали брать "билеты с питанием", что я и сделал. Оказалось очень удобная штука. Один раз в день, тех, кто оплатил питание приглашали в вагон-ресторан и там кормили полным обедом - салат, суп, второе блюдо. Кроме того, в комплект питания входил чай (или кофе, или компот на выбор) + бутылка воды + печеньки к чаю. Суп и второе блюдо предлагались на выбор в двух вариантах. Вот так. И, самое главное, это питание предоставлялось ежесуточно. В ту первую поездку я сел в поезд примерно в 16 часов, ехал полностью следующий день и половину третьего. Так вот, кормили три раза. Аналогично на обратном пути. Сел в 10 утра, приехал в 23 следующего - получил двухразовое питание.

На ночных поездах в качестве питания стали выдавать сухой паек - бутылка воды (0,5), пакетик с чаем, пакетик с кофе, печеньки, вафли, йогурт или джем, шоколадка и какая-нибудь булочка или бутерброд. В общем весьма и весьма питательно.

Такая сказка с питанием продолжалась примерно до 2014 года. Единственное изменение заключалось в том, что в дальних поездах питание как правило приносили прямо в купе - горячее + сухпай. Ну и состав сухого пайка изменялся (в основном в сторону уменьшения). В 2014 году дальних поездок у меня не было. Зато удивило питание в поезде Волгоград - Москва (№2) в вагоне "ТКС". Я сел в него в Борисоглебске около 11 вечера. Получил сухпай и залег на свою законную верхнюю полку честно спать до Москвы. Оказывается поторопился - мне принесли горячее и салат! Такой вот сервис. Интересно, что на маршруте Москва - Борисоглебск на волгоградском поезде (но №15) днем раньше выдали только сухпай + зачем-то упаковку косметики. При этом поезд шел в основном днем, а не ночью, как на обратном пути.

А сюрприз, которого не ждали, подкрался в феврале 2015 во время традиционной поездки до Новосибирска и Седовки. Сел ночью в поезд, все нормально, а утром приходят официантки с вагона-ресторана и спрашивают: "А вы в какой день будете питаться, сегодня или завтра?" Вот те раз, в старые то добрые времена (всего-то два года назад) в оба дня кормили, а теперь оказывается только один раз за поездку. А если пассажир на "России" до Владика, то тоже один раз? Вот так вот. Добрался, значит, кризис и до железнодорожного питания. Да и само питание здорово скукожилось. В сухпайке ни чая, ни кофе, ни шоколада, да и бутылка воды уменьшилась до 0,2 литра. Горячее - только второе.

С пор в железнодорожном питании практически ничего не изменилось. В ночных поездах сухой паек, в дальних сухой паек + горячее один раз за поездку. Были правда за эти два года два светлых пятна. Первое - это ночная поездка от Нижнего до Москвы на поезде Пермь - Москва. Помимо сухого пайка неожиданно в 11 ночи принесли горячее, причем весьма неплохое (макароны с мясом). Второе - сухой паек в "Невском экспрессе", качественный и приличный по наполнению, включая даже шоколад. К положительным моментам можно также отнести утренний разнос горячей каши в "Нижегородце".

Интересно, что в фирменных поездах по направлению Москва - Санкт-Петербург с питанием все достаточно неплохо, впрочем сам не видел. Но здесь проще - всей поездки одна ночь. А вот единственное за всю поездку питание на дальние расстояние это очень неудачная идея железнодорожных властей (а скорее тех структур, которые занимаются обеспечением питания и это скорее всего аутсорс). В связи с чем возникает вопрос, а имеется ли какой-нибудь документ регламентирующий питание? А то есть подозрение, что это какая-то самодеятельность.

З.Ы. Из крайних новостей по питанию. В "России" можно заранее заказать дополнительное питание. Меню и порядок заказа. То есть покупаете билет на "Россию", и в соответствии с меню электронным письмом заказываете завтрак, обед и ужин (или что-то одно), указывая время поездки, вагон и место. Оплата в поезде. В принципе удобно и не очень дорого. Если в этом году поеду в Новосибирск "Россией", то проверю это на практике.
Tags: железнодорожное, о еде
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments