Путевской Виктор (vipernn) wrote,
Путевской Виктор
vipernn

Ту-144 50 лет!

50 лет со дня первого полета. Аккурат под елочку, 31 декабря 1968 года первый в мире сверхзвуковой самолет совершил свой первый полет. Полет выполнил испытатель ОКБ А. Н. Туполева Эдуард Елян
Работы созданию самолета начались в ОКБ Туполева в начале 60-х годов. 16 июля 1963 год вышло постановление Совета Министров СССР №798-271. соответствии с этим постановлением предусматривалась разработка сверхзвукового пассажирского самолета с крейсерской скоростью полета 2300 — 2700 км/ч, практической дальностью 4000-4500 километров со 80-100 пассажирами на борту, либо 6000-6500 километров с дополнительными топливными баками и 50 пассажирами на борту.
При проектировании самолета проведено огромное количество НИР. В частности, для отработки конструкции крыла использовался самолет МиГ-21 (МиГ-21И) с установленным на нем крылом оживальной формы в плане.
5 июня 1969 года на высоте 11 000 метров самолет впервые преодолел рубеж в 1 мах. 25 мая 1970 года был совершен полёт на высоте 16300 м со скоростью 2150 км/ч, тем самым был преодолен рубеж в 2 маха.
Всего был построен 21 самолет, включая 4 планера для испытаний. Из 17 летных экземпляров один в воздух не поднимался, остальные 16 совершили в общей сложности 2 556 вылетов и налетали 4 300 часов. Эксплуатация самолета началась 26 декабря 1975 года по маршруту Москва — Алма-Ата, самолёт перевёз почтовые отправления. 1 ноября 1977 года на том же направлении начались пассажирские перевозки. Рейс получил № 499 (из Домодедова) и № 500 (из Алма-Аты), выполнялся раз в неделю по четвергам. Полеты на расстояние 3260 км выполнялись на высоте 16000-17000 м со скоростью 2000 км/ч, количество пассажиров на борту не превышало 80 человек. Регулярная эксплуатация с пассажирами была прекращена в мае 1978 года. Экипажи Аэрофлота на Ту-144 выполнили 55 рейсов, перевезя 3284 пассажира. В общей сложности Ту-144 совершил 102 рейса под флагом «Аэрофлота», из них 55 — пассажирских. Планировались рейсы Москва — Хабаровск, Париж — Новосибирск — Токио, Москва — Азорские острова — Гавана.
Предполагались также рейсы из Москвы в столицы советских республик. Однако, недостаточная дальность и нерентабельность не дали возможности реализации этих планов. Произошедшие две катастрофы (на авиасалоне в Ле Бюрже и опытного самолета под Егорьевском привели к остановке проекта. Строительство самолетов в Воронеже было прекращено в 1984 году. Позже выполнялись отдельные почтовые и грузовые полеты между Москвой и Хабаровском, а также для тренировочных полётов летчиков-испытателей ЛИИ по программе подготовки к полётам на многоразовом космическом корабле «Буран», а также для испытаний силовых агрегатов для перспективного стратегического бомбардировщика Ту-160.
С 1995 по 1999 годы один значительно модифицированный Ту-144Д (№ 77114) под названием Ту-144ЛЛ («Летающая лаборатория») использовался американским космическим агентством NASA для исследований в области высокоскоростных коммерческих полётов с целью разработать план для создания нового современного сверхзвукового пассажирского самолёта. На Ту-144ЛЛ были установлены двигатели НК-32-1 (аналогичные используемым на Ту-160.





Самолет Ту-144 с бортовым номером СССР 77107. Фото (мои) сделаны во время поездки в Казань летом 2016 года.








Фото этого же самолета после переезда позаимствованы с сайта "Московский комсомолец. Казань.". Автор: Владимир Васильев.








Самолет Ту-144 с бортовым номером СССР 77115. Фото (мои) сделаны во время МАКС-2017.






З.Ы. Интересно, что существуют диковинные персонажи утверждающие, что Ту-144 является копией англо-французского "Concorde". Хороша же копия, взлетевшая на два месяца раньше оригинала. Что же касается сходства, то за редким исключением, все самолеты одинакового назначения похожи друг на друга. Неспециалист, например, не найдет отличий Боинга-737 от Эйрбас-320, тогда как специалист, да и просто внимательный человек, найдет множество отличий. Кстати, Ту-144 весьма серьезно отличается от "Concorde" - разная компоновка двигателей, разные конструктивные решения носовой части фюзеляжа и так далее.
З.З.Ы. Кстати, Ту-144 не был первым пассажирским самолетом преодолевшим звуковой барьер. Первым был американский пассажирский самолет Douglas DC-8, достигший 21 августа 1961 года скорости 1.012 Маха, в ходе управляемого пике с высоты 12 496 м. Ключевое слово - "пике", то есть сверхзвук был достигнут в процессе снижения, а не в горизонтальном полете.
Tags: Казань, МАКС, Ту-144, авиация, историческое, самолет
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments