Путевской Виктор (vipernn) wrote,
Путевской Виктор
vipernn

Category:

Скорость, скорость и еще раз скорость...

Как известно, в недавней катастрофе Ан-148 одной из основных её предпосылок оказалась потеря контроля за скоростью самолета со стороны экипажа. А скорость это параметр от которого непосредственно зависят летные характеристики самолета. Подъемная сила зависит от квадрата скорости, и слишком маленькая скорость приведет к тому, что самолет не сможет поддерживать горизонтальный полет и рухнет. С другой стороны, при слишком большой скорости, нагрузка на самолет может превысить предельную по прочности, и произойдет его разрушение. Поэтому, экипаж должен знать свою скорость в любой момент времени. При этом важно понимать, что скорость понятие относительное и может измеряться разными способами относительно разных систем отсчета.
Подъемная сила, действующая на самолет равна

Y = ½CYSρV2

где

½ρV2 - скоростной напор, пропорциональный квадрату скорости набегающего потока. Именно эту скорость и необходимо знать пилотам в первую очередь. Измеряют её при помощи приемников воздушного давления. Полное давление равно

p = ρgh + ½ρV2

Здесь первое слагаемое - статическое давление, зависящее от высоты, второе - динамическое давление, оно же скоростной напор, зависящий от квадрата скорости. Полное давление измеряется приемником полного давления (ППД). Это как раз и есть пресловутая трубка Пито - штырь с отверстием по оси. Статическое давление измеряется приемником статического давления (ПСД) - плита с отверстиями в определенном месте фюзеляжа. Иногда используется приемник воздушного давления (ПВД), сочетающий в себе, как ППД, так и ПСД. Динамическое давление (скоростной напор) вычисляется как разность полного и статического давлений. И вот именно это давление отображается на приборах, проградуированных в единицах скорости. Эта скорость называется приборной и имеет важную особенность - она не зависит от высоты и других параметров. Это очень удобно - не надо ничего пересчитывать. То есть, если скорость сваливания равна, например, 200 км/час, то это верно как для уровня моря, так и для высоты 11 000 метров, хотя реальная скорость самолета относительно воздуха при этом будет составлять 200 км/час в первом случае и 366 км/час во втором. Реальная скорость относительно воздуха, вычисленная с учетом поправок на плотность, называется истинной воздушной скоростью. Этот как раз и будут 200 и 366 км/час, соответственно. И, наконец, если взять поправку на ветер, то мы получим путевую скорость. Это уже будет скорость относительно поверхности. Она интересна скорее штурману, для определения положения самолета в пространстве, а пилотам важна именно приборная скорость. На больших высотах, где скорость ветра достигает 200 - 300 км/час, разница между воздушной и путевой скоростями будет весьма существенной.
Теперь вернемся к Ан-148. Из-за невключенного обогрева у него обледенели и закупорились все три ППД, в результате чего, вместо приборной скорости пилоты видели день рождения бабушки штурмана. Что же делать в таком случае? Как узнать свою скорость, чтобы удержаться в диапазоне между сваливанием и предельным скоростным напором? Некоторые горячие головы предлагают использовать iPhone (да, да, именно его, Android некошерно) для спутниковой навигации. Но есть один нюанс - это будет путевая скорость, а нам-то нужна приборная. Кстати, путевая скорость на приборной доске присутствует, iPhone не нужен. Однако, наличие ненулевой приборной скорости по крайней мере дает пилотам возможность убедиться в том, что самолет относительно поверхности движется, а не застыл в воздухе. А вот вычислять приборную скорость через путевую занятие крайне нескучное - надо знать высоту (а её мы не знаем по той же причине - закупорка ППД) и распределение потоков ветра по разным высотам. Так что остается, убедившись в наличии ненулевой путевой скорости, обратить внимание на другие приборы - авиагоризонт, указатель угла атаки, убедиться, что двигатели работают, ну и садиться на ближайший аэродром.

Tags: авиация, интересное, полезное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments