Путевской Виктор (vipernn) wrote,
Путевской Виктор
vipernn

Category:

Салют-7 и Space Shuttle.

В вышедшем не так давно художественном фильме "Салют-7" есть много несуразностей с точки зрения техники. Одна из них заключается в том, что одной из причин оправки экипажа на мертвую по сути станции была возможность снятия станции с орбиты при помощи космического корабля "Space Shuttle". Художественный фильм на то и художественный, но оказывается, что есть еще и псевдодокументальный фильм "Салют-7. История одного подвига", в котором утверждалось ровно то же самое. Причем фильм был выпущен студией "Роскосмоса". Ну а раз уж "Роскосмос" подписался, то стало быть так оно и есть. Ну а мы все же попробуем разобраться.

Итак 11 февраля 1985 года на станции происходит авария. В результате стечения нескольких обстоятельств станция была обесточена, связь с ней прервана. Для спасения станции к ней направляется экипаж, состоящий из самых на тот момент опытных космонавтов - Владимира Джанибекова и Виктора Савиных. Старт на специально подготовленном корабле "Союз Т-13" был произведен 6 июня 1985 года. Станция в неуправляемом режиме летала с февраля по июнь. Можно ли её было за это время "украсть" с орбиты?

Что необходимо сделать, чтобы снять станцию с орбиты? Во-первых, надо с ней сблизиться на достаточное расстояние, то есть по сути произвести стыковку. Для этого станция и корабль должны как минимум находится на одной орбите. То есть у них должны совпасть угол наклона орбиты, перигей и апогей. Также желательно не просто попасть на ту же орбиту, но непосредственно в окрестности станции. А то может получиться так, что орбита совпадает, но станция и корабль находятся на противоположных её концах. Угол наклона определяется непосредственно в момент старта. Остальные параметры также определяются при выведении корабля, впрочем высоту орбиты можно и подкорректировать. Сложнее с наклоном орбиты. Чтобы его изменить во время полета необходимо затратить существенное количество топлива. Также желательно сразу во время старта совпасть, что называется по фазе, чтобы не оказаться на существенном отдалении от станции. Этот параметр определяется временем старта. Это тоже можно поправить, но опять же за счет расхода топлива и этот процесс весьма длителен. Можно ли все это сделать для "Space Shuttle"? Вполне можно. Позже, когда осуществлялись полеты по программе "Шаттл-Мир" и "Шаттл-МКС", американский челнок запускался на орбиту российских космических станций.

Но мало сблизиться со станцией, надо еще суметь её утащить. Вот здесь то и назревает главная проблема. Если в грузовой отсек "Шаттла" станция в принципе влезала (без солнечных батарей), то вот по массе в 14.4 тонны возвращаемого груза не вписывалась. Масса станции при выводе составляла около 20 тонн. В процессе эксплуатации эта масса несколько возросла за счет доставленного транспортными кораблями оборудования. Так что на орбите пришлось бы оставить не только солнечные батареи, но и более 6 тонн оборудования находящегося внутри станции. В общем, не судьба.

Но если станцию нельзя увести с орбиты, то может быть есть возможность состыковаться с ней, изучить на орбите, ну и увезти с собой что-то полезное в хозяйстве. Но и тут имеется проблема. Чтобы состыковаться, необходимо, чтобы на "Шаттле" был стыковочный узел совместимый со стыковочным узлом станции. Такого агрегата на "Шаттле" естественно не было. Технически можно было бы разработать некий аналог. Но это время, причем значительное. К тому же при отсутствии реального стыковочного узла при разработке аналога легко ошибиться в какой-нибудь мелочи и вся работа насмарку. Так что и этот вариант отпадает. Остается лишь такой экзотический вариант, как сближение на минимальное расстояние и переход на нее через открытый космос с последующим взломом.

Резюмируя вышесказанное можно сделать однозначный вывод: реальной возможности снятия станции с орбиты у супостата не было.

Можно еще посмотреть на эту проблему с точки зрения "подозрительных" полетов "Шаттлов" во время молчания станции. С февраля по июнь было осуществлено два полета "Шаттлов". Первый, STS-51D с 12 по 19 апреля. В полете было запущено два спутника связи. Наклонение орбиты 28.5 градусов. С "Салютом-7" он сблизиться не мог. Второй, STS-51B c 29 апреля по 6 мая. Наклонение орбиты для "Шаттла" несколько необычное - 57 градусов. Это близко к 51.6 градусам наклонения орбиты "Салюта-7", но все равно не дает возможности сближения. К тому же, если бы в этом полете удалось снять с орбиты "Салют-7", то станцию "Spacelab", расположенную в грузовом отсеке "Шаттла" в этом полете пришлось бы оставить на орбите.

Еще одним подозрительным полетом считается полет STS-51G с 17 по 24 июня. Подозрительность заключается в том, что в составе экипажа был французский астронавт Патрик Бодри, который был дублером французского космонавта Жан Лу Кретьена, участвовавшего в совместном полете на "Салют-7" в 1982 году. Соответственно, Бодри также проходил подготовку к полету на "Салют-7" и знал устройство станции. Но и здесь неувязочка. Полет STS-51G осуществлялся с наклонением 28.45 градуса, что не позволяло провести сближение. К тому же этот полет проходил уже после того, как на станцию высадился экипаж "Союза Т-13".

Таким образом на конспирологии можно смело ставить крест. Ну а если кому-то хочется узнать реальную историю спасения станции, то крайне рекомендую книгу непосредственного участника событий Виктора Савиных "Записки с мертвой станции".
Tags: space shuttle, Салют-7, Союз Т-13, идиоты!!!, интересное, космос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 47 comments