Путевской Виктор (vipernn) wrote,
Путевской Виктор
vipernn

Что в имени тебе моем? Часть 2.

Некоторое время назад я написал пост, повествующий о переименовании (и даже иной раз перемещении) вокзалов Москвы и Питера. Тема переименования, однако, вокзалами не ограничивается. Переименование станций московского метро тема не менее, а даже и более увлекательная.

Прежде чем мы перейдем к подробностям хочу сказать следующее. В истории московского метро было два периода массовых переименований станций. Первый в конце 50-х, начале 60-х годов, когда из названий станций исключили любое упоминание И. В. Сталина и его ближайших соратников. Второе массовое переименование случилось в 1990 году, когда 5 ноября были переименовано большинство станций с названиями, имеющими отношение к революции, коммунизму и социализму. Одновременно были изменены названия улиц, площадей, районов города. Чуть позже (1991 - 1992 года) планировалось, но не было осуществлено еще одно массовое переименование станций в так называемые "исторические" названия. В более поздние периоды переименования стали достаточно редкими. Остальные переименования носили локальный характер и, как правило, были связаны с изменением названий близлежащих топонимов.

Также стоит отметить, что подавляющее большинство станций при проектировании и строительстве имели другие названия. При этом часто случалось, что название одной станции переходило к другой.

Первая линия метро "Сокольническая" была открыта в 1935 году. Первоначально она называлась "Кировско-Фрунзенской". В "Сокольническую" была переименована в 1990 году. Станции этой линии переименовывались гораздо больше и чаще. Половина станций первой очереди носили первоначально другие названия:
1. "Красные ворота". Собственно станция так называлась с момента постройки, но с 1962 года по 1986 год называлась "Лермонтовской".
2. "Чистые пруды". С момента постройки и по 1990 год называлась "Кировской".
3. "Лубянка". С момента постройки и по 1990 год называлась "Дзержинской".
4. "Охотный ряд". Переименовывалась четыре раза. Название в момент постройки, как это не удивительно, "Охотный ряд". Однако осенью 1955 года была переименована в "Имени Л. М. Кагановича". Это название продержалось ровно два года и осенью 1957 года станции вернули название "Охотный ряд". Новое старое название продержалось четыре года, и осенью 1961 года станция вновь была переименована. На этот раз в "Проспект Маркса". Это название продержалось до весны 1991 года, когда станции вновь вернули её первоначальное название "Охотный ряд".
5. "Кропоткинская". До 1957 года называлась "Дворец Советов".

Станции "Сокольники", "Красносельская", "Комсомольская", "Библиотека имени Ленина" и "Парк Культуры" переименованиям не подвергались. Из станций "Сокольнической" линии более поздней постройки переименовывались две. "Воробьёвы горы" с 1959 (год постройки) по 1999 года называлась "Ленинские горы". "Бульвар Рокоссовского" с 1990 (год постройки) по 2014 год называлась "Улица Подбельского".

Вторая линия метро "Замоскворецкая" была открыта в 1938 году и называлась "Горьковско-Замоскворецкая". Название сократили до Замоскворецкой в 1990 году. На этой линии переименования было меньше. Переименованию подвергались четыре станции:
1. "Театральная". От момента постройки (1938 год) до 1990 года носила имя Площадь Свердлова.
2. "Автозаводская". На момент постройки (1943 год) называлась "Завод имени Сталина". Переименована в "Автозаводскую" в 1956 году.
3. "Тверская". С момента открытия (1979 год) до 1990 года называлась "Горьковская".
4. "Царицино". От момента постройки (1984 год) по 1990 год называлась "Ленино".

Около 20 лет идет дискуссия о переименовании станции "Войковская". Однако на сей момент здравый смысл возобладал и после проведения опроса о переименовании станции, историческое название осталось на месте.

Третья линия метро "Арбатско-Покровская" открыта в 1938 году (как и вторая линия) и не переименовывалась. Зато активно переименовывались её станции:
1. "Семеновская". С момента постройки (1944 год) по 1961 год называлась Сталинской.
2. "Партизанская". Вот тут уже целая история. Станция была открыта в 1944 году. Название было чрезмерно длинным "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина", поэтому уже в 1947 году оно было сокращено до "Измайловская". В 1963 году станцию переименовали вновь в "Измайловский парк" (но уже без "имени Сталина"). И, наконец, в 2005 году станция стала "Партизанской".
3. "Измайловская". Была открыта в 1961 году и называлась "Измайловский парк". В 1963 году переименована в "Измайловскую".
То есть мы видим, что название "Измайловская" вначале принадлежало современной станции "Партизанская", а название "Измайловский парк" также сначала относилось к "Партизанской", а затем перешло к современной "Измайловской". Такая вот рокировочка.
Но и это еще не все. Следующая на линии станция "Первомайская", была введена в эксплуатацию одновременно с "Измайловской". Но с 1954 года по 1961 год существовала и другая станция "Первомайская", располагавшаяся сразу же за Партизанской на территории депо "Измайлово". В 1961 году, когда линия была продлена до современной "Первомайской", название "Первомайская" перешло от старой станции к новой, а старая станция закрыта.

Четвертая линия "Филевская" открыта в 1958 году. Хотя часть станций этой линии ("Улица Коминтерна" - "Смоленская") были открыты как часть первой линии метро в 1935 году. На тот момент действовало вилочное движение поездов от станции "Охотный ряд". Двумя годами позже был построен Смоленский метромост и линия была продлена до "Киевской". Еще годом позже этот участок вошел в состав новой "Арбатско-Покровской" линии метро. В 1941 году после попадания бомбы в туннель на перегоне "Арбатская" - "Смоленская" в целях безопасности было принято решение построить параллельный участок глубокого залегания. В 1953 году после завершения строительства нового участка, ранее существующий участок был закрыт, а движение было перенесено на новый. Второе открытие линии произошло в 1958 году после добавления нового наземного участка "Киевская" - "Кутузовская". На момент открытия линия называлась "Арбатско-Филевская". Переименование произошло в 1971 году.

Столь бурная биография линии должна была сказаться и на названиях станции. Тем не менее, переименованиям подверглись лишь две из них:
1. "Александровский сад". Была открыта в составе первой линии метро в 1935 году и называлась "Улица Коминтерна". В 1946 году была переименована в "Калининскую". В 1990 получила современное название. Интересно, что в 1990 году станция была переименована вначале в станцию "Воздвиженка". Но это название просуществовало всего лишь несколько дней, после чего станция получила современное название "Александровский сад".
2. "Выставочная". Была открыта в 2005 году при строительстве ответвления к "Москва-Сити" под названием "Деловой центр". В современное название переименована в 2008 году.

Пятая линия метро "Кольцевая" была открыта в 1950 году. Сама линия переименованиям не подвергалась. Однако переименовывались три станции из двенадцати:
1. "Добрынинская". Была открыта в 1950 году и называлась "Серпуховская". В "Добрынинскую" была переименована в 1961 году.
2. "Октябрьская". Была открыта в 1950 году и называлась "Калужская". В "Октябрьскую" была переименована в 1961 году. В 1991 и 1992 году были предложения о переименовании станции обратно в "Калужскую" и в "Крымский вал".
3. "Проспект Мира". При открытии (1962 год) была названа "Ботанический сад". Переименована в "Проспект Мира" в 1966 году. В 1991 году были предложения о переименовании станции в "Мещанскую слободу".

Помимо двух переименованных станций были предложения о переименовании "Комсомольской" в "Каланчёвскую" и "Три вокзала" и просто "Вокзальную"; "Краснопресненскую" предлагалось переименовать в "Пресню"; "Парк культуры" в "Крымскую". К счастью этот перестроечный идиотизм не прошел.

Шестая линия "Калужско-Рижская" была открыта в 1958 году. В целом линия не переименовывалась. Но в силу специфики постройки отдельные её части имели свои названия. Первым в 1958 году был открыт северный участок - "Проспект Мира" - "ВДНХ", получивший название "Рижский радиус" Далее, в 1962 году был открыт южный участок - "Октябрьская" - "новый Черёмушки", названый "Калужским радиусом". И только после постройки центрального участка в 1972 году линия стала "Калужско-Рижской". Из 24-х станций переименовывались 7:
1. "ВДНХ". На момент открытия в 1958 году станция называлась "ВСХВ" по названию находящейся рядом Всесоюзной Сельскохозяйственной Выставки. В связи с тем, что ВСХВ была объединена с с промышленной и строительной выставкой на Фрунзенской набережной в Выставку Достижений Народного Хозяйства, то и станция в 1959 году была переименована в "ВДНХ". Имелись планы переименования станции "Выставочную", "Ростокино" и "Космическую".
2. "Проспект Мира". На момент открытия в 1958 году называлась "Ботанический сад" (как и пересадочная с ней станция "Кольцевой" линии). Обе станции были переименованы в "Проспект Мира" в 1966 году. Существовали планы переименования станции в "Олимпийскую", при этом станция "Проспект Мира" "Кольцевой" линии предполагалось переименовать в "Мещанскую слободу".
3. "Третьяковская". При открытии в 1971 году была названа "Новокузнецкой". Переименована в современное название в 1983 году.
4. "Алексеевская". Довольно таки интересная история переименований. На перспективных схемах 1957 года станция была отмечена как "Алексеевская". Однако в 1958 году открыта с названием "Мир". В 1966 году переименована в "Щербаковскую". В 1990 году на схемах появилось название "Ново-Алексеевская", однако сама станция была переименована в "Алексеевскую".
5. "Китай-город". Открыта в 1971 году с названием "Площадь Ногина". В 1990 году переименована в "Китай-город".
6. "Сухаревская". Открыта в 1972 году с названием "Колхозная". В 1990 году переименована в "Сухаревскую". Одновременно была переименована и близлежащая Колхозная площадь в Большую и Малую Сухаревские площади.
7. "Новоясеневская". Была открыта в 1990 году с названием "Битцевский парк". В 2008 году была переименована в "Новоясеневскую", а первоначальное название было передано строящейся станции "Бутовской" линии.

Седьмая линия "Таганско-Краснопресненская" была открыта в 1966 году. Была переименована в "Таганско-Краснопресненскую" в 1989 году. До этого момента называлась "Ждановско-Краснопресненской". Как и "Калужско-Рижская" строилась в виде отдельных радиусов, а затем была соединена в единую линию после постройки центрального участка. В 1966 году был построен "Ждановский" радиус. В 1972 году - "Краснопресненский" радиус. Центральный участок был построен в 1975 году, после чего "Ждановский" и "Краснопресненский" радиусы прекратили свое существование, а линия получила название "Ждановско-Краснопресненская". Переименованию подвергались следующие станции:
1. "Китай-город". Является общей станцией с "Калужско-Рижской" линией, переименована из "Площади Ногина" в 1990 году.
2. "Выхино". Открыта в 1966 году. Первоначальное название "Ждановская". Переименована в 1989 году.

Таким образом, переименовывались только лишь две станции из 23-х. Однако, многие станции данной линии имели другие проектные названия, а также имелись многочисленные планы по их переименованию:
"Планерную" предполагалось переименовать в "Братцево".
"Тушинскую" в "Тушино".
"Шукинскую" в "Щукино".
"Октябрьское поле" в "Ходынское поле".
"Полежаевскую" в "Хорошёвскую" (проектное название, кстати, как раз и было "Хорошёвская").
"Улицу 1905 года" в ""Трёхгорка" и "Ваганьково". Проектные названия - "Звенигородская" и "Площадь 1905 года".
"Таганскую" в "Каменщики" (ужас какой!!!).
"Пролетарскую" в "Крутицкое подворье". Проектное название "Крестьянская застава".
"Волгоградский проспект" в "Калитники".
"Рязанский проспект" в "Вешняки" (одно из проектных названий, второе - "Рязанское шоссе").

"Спартак" за долгое время постройки (с 1975 по 2014 годы) несколько раз менял проектное название. Самое первое название "Аэрополе" фигурировало еще в проекте 1967 года. Далее на протяжении нескольких десятилетий станция строилась под названием "Волоколамская". Позднее в планах было название "Спартаковская" и "Стадион Спартак". В итоге в 2014 году станция была открыта как "Спартак".

Восьмая линия "Калининско-Солнцевская" открыта в 1979 году. Линия на данный момент состоит из открытого в 1979 году "Калининского" радиуса и открытого в 2014 году "Солнцевского" радиуса. Центральная часть линии по планам должна быть построена после 2020 года. За исключением станции "Третьяковская" (до 1983 года "Новокузнецкая") являющейся общей с "Калужско-Рижской" линией остальные станции "Калининско-Солнцевской" линии не переименовывались. Однако имелись весьма обширные планы по переименованию станций "Калининского" радиуса:
"Марксистская" в "Воронцовская" и "Гончарная".
"Площадь Ильича" в "Рогожская", "Рогожская застава" и "Андрея Рублева" (идея 2017 года!). Проектное название было - "Застава Ильича".
"Авиамоторная" в "Лефортово".
"Шоссе Энтузиастов" во "Владимирку". Проектные названия не менее ужасны - "Владимирский поселок" и "Электродная".

Девятая линия "Серпуховско-Тимирязевская" была открыта в 1983 году. До 1991 года называлась "Серпуховской", а до 1988 года являлась радиусом, идущим от станции "Серпуховской" на юг. Ни одна станция данной линии переименована не была. Две станции предполагалось переименовать:
"Южная" в "Сумская" (а проектное название "Днепропетровская").
"Улица Академика Янгеля" в "Партизанскую" (!!! Зачем в Москве вторая Партизанская?).

Десятая линия "Люблинско-Дмитровская" открыта в 1995 году. До 2007 года называлась "Люблинской". Ни одна из станций не переименовывалась.

Одиннадцатая линия "Каховская" была открыта в качестве самостоятельной линии в 1995 году. С 1969 по 1995 год станции данной линии входили в состав "Замоскворецкой" линии. При этом до 1995 года осуществлялось вилочное движение поездов. Интересно что и сейчас некоторые поезда "Замосковрецкой" линии идут до станции "Каховская" (конечная "Каховской" линии) вместо "Алма-Атинской" или других станций "Замоскворецкой" линии использующихся для оборота поездов. Ни одна из станций не переименовывалась.

Двенадцатая линия "Бутовская" была открыта в 2003 году. Ни одна из станций не переименовывалась.
Tags: Москва, интересное, историческое, метро, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments